ВКонтакте
Facebook
Youtube
Отправить сообщение Карта сайта

Новости

ИНТЕРВЬЮ Дмитрий Щегельский: Партизанская борьба на рынке – это анахронизм (БН.ру)

16.02.2010

«Санкт-Петербургская палата недвижимости», об образовании которой объявлено на днях, совершает переворот в сознании риэлторского сообщества. Президент СПН Дмитрий Щегельский говорит: отныне индивидуальный брокер – такой же полноправный участник рынка, как и агентство, а риэлторы должны стремиться к саморегулированию, несмотря на то, что российские законы их к этому не принуждают. «БН.ру» поговорил с Дмитрием Щегельским о коллизиях.
– Обращает на себя внимание тот факт, что в Санкт-Петербургскую палату недвижимости отныне могут вступать физические лица – участники рынка недвижимости, что невозможно практически ни в одном российском объединении риэлторов. Что это – веяние времени?
– Сегодня мы говорим об индивидуальных частных предпринимателях – людях, которые работают легально и платят налоги. Причем мы не имеем в виду тех лиц, которые работают на агентства недвижимости или связаны с ними какими-то договорными отношениями (такие специалисты будут являться членами Палаты через свои фирмы и также будут иметь собственное индивидуальное удостоверение специалиста, внесенного в реестр). ИЧП или ООО – это всего лишь форма организации бизнеса. И вполне возможно, что через какое-то время случится так, что они будут представлять на рынке большинство. Но не в виде одного работающего лица, а как форма объединения. Любое ООО легко может превратиться в ИЧП.
 
– Сразу вспоминается американская модель, где есть брокер как ключевая фигура риэлторского бизнеса и вокруг него агенты.
– В США законодательно все это разложено по полочкам. У нас в этом плане – вакуум. Кто-то говорит: ну и хорошо, что нет закона. Лучше его отсутствие, чем плохой закон. Мое мнение: пусть это будет не федеральный закон, пусть он будет действовать на уровне общественной организации или организаций. Но именно закон должен регулировать рынок, а не попытки строить бизнес путем создания каких-то закрытых баз и контроля над информационными потоками. Эти стремления сделать нечто, куда многим будет закрыт доступ, ведут только к потере рынка. То же самое можно сказать и о попытках установления высоких финансовых барьеров для входа на рынок. Или, например, таких надуманных вещей как «обязательная» добровольная сертификация. Рынок не принял эту систему.
В то же время «организация для всех» не значит, что мы будем принимать всех подряд. Естественно, к вступающим естьопределенные требования.
 
– На Ваш взгляд, когда можно ожидать такого чуда, что первый индивидуальный брокер вступит в Палату?
– Сейчас не могу сказать. Вообще это не идея-фикс. А вот в среде малых агентств недвижимости совершенно точно и уже давно потребность такая назрела. Объединение дает им обмен опытом, возможность отстроиться от других, нехороших. Всегда приятнее быть в каком-то сообществе, где можно получить выработанные большим числом участников идеи и пути решения. Ситуация начала 1990-х годов, из которой некоторые риэлторы, увы, еще не выросли, когда главным было то, чтобы о тебе никто не узнал, давно ушла в прошлое. Сегодня партизанская борьба на рынке – это анахронизм. Риэлторский бизнес – открытый и социально ответственный. По-другому на этом рынке просто нельзя. Наша задача собрать этих добросовестных участников рынка, ввести в реестр и предоставить им набор услуг, который они ждут от общественной организации. Наши цели и задачи вполне просты и понятны, все дело в механизме реализации.
Существующие на петербургском рынке объединения риэлторов включают в себя около 10% участников. И дело не в том, что те, кто находится вовне, чего-то недопонимают. Просто они не хотят, чтобы их учили с позиции «большого брата».
 
– Объявлено, что размер членских взносов в СПН символический – тысяча рублей в месяц, а вступительных взносов нет вовсе. Это принципиальная позиция?
– Да, это принципиально. Наш бюджет выстроен таким образом, чтобы организация могла развиваться поступательно. Никакого громоздкого исполнительного аппарата, дорогого офиса, поборов на непонятные мероприятия. Вместо этого – спокойная кропотливая работа. Так же хочу отметить, что в СПН не будет деления фирм на всякого рода членов в зависимости от калибра, опыта работы и т. п. Каждая вступающая в СПН фирма становится полноправным участником.
 
– Каков план первоочередных мероприятий?
– Создание рекламного агентства, которое будет аккумулировать объявления и таким образом получать скидки на размещение. Уже сейчас об этом есть договоренности с рядом средств массовой информации. В самой ближайшей перспективе это также работа по организации собственного учебного центра, который будет зарабатывать деньги на свое развитие.
 
– Каков круг потенциальных членов НП сегодня, если слово «потенциальный» рассматривать в узком смысле?
– У нас есть намерение в течение года набрать 50-60 участников, это не «потолочная» цифра, мы проводили соответствующий анализ. Рекламные объявления сегодня в Петербурге подают от 300 до 500 юридических лиц (не считаю филиалы, только разные бренды). Как я уже сказал, 90% из них ни в каких объединениях не состоят.
 
– Предполагается ротация руководства?
– На этапе становления в течение первых нескольких лет механизм управления меняться не будет, с развитием планируем проводить ротацию чаще.
 
– Вы упомянули о социальной ответственности бизнеса. Это не дежурный лозунг?
– Общественная организация, безусловно, должна отвечать за то, что происходит на том рынке, где она работает, включая и то плохое, что там происходит. Ни в коем случае нельзя абстрагироваться от обиженных клиентов.
 
– Но ведь Палата не сможет нести финансовую ответственность за своих членов?
– Мы можем страховать эту ответственность, и тогда издержки будет нести уже страховая компания.
 
– Итак, преимущества от членства – это возможность обучения, скидки на рекламу, юридическая поддержка. Что еще?
– Думаю, сегодня на этом перечне можно и остановиться. Это как раз то, в чем нуждается большинство компаний. Добавлю также, что будет создан отдел по защите прав потребителей для досудебного решения споров «фирма – клиент», «фирма – фирма». Такой орган должен быть очень эффективен, быстро рассматривать споры и для клиента абсолютно бесплатен. СПН намерена систематизировать весь сложившийся на рынке недвижимости опыт делового оборота, профессиональной этики, ожиданий клиентов от работы специалистов и создать краткие и понятные стандарты качества предоставления услуг на рынке недвижимости, что должно снять некоторые непонимания, которые иногда возникают между специалистами и их клиентами.
 
– Но главная цель – создание саморегулируемой организации?
– Уточню: создание СРО, которое выработает механизмы, позволяющие регулировать рынок. Совсем необязательно, что на весь Петербург будет одно риэлторское СРО, пусть их будет несколько. Главное, чтобы под этой личиной не прятались коммерческие цели и не происходило подмены понятий.
Рынок созрел для принятия нового продукта. Можно сказать, что СПН – это тот самый новый продукт, которого все давно ждали. Надеюсь, мы сможем эти ожидания оправдать.

16.02.2010 17:35 | Источник БН.ру

Автор: Игорь Воронин