ВКонтакте
Facebook
Youtube
Отправить сообщение Карта сайта

Новости

«Санкт-Петербургская палата недвижимости» намерена объединить 90% рынка (RealEstate.ru)

16.02.2010

Это событие разделило профессионалов петербургского рынка недвижимости на два лагеря: для одних оно означает новую возможность для представления своих интересов, для других – просто передел рынка общественных организаций в риэлторской сфере.

В январе текущего года в Санкт-Петербурге было основано новое профессиональное объединение на рынке недвижимости - Некоммерческое Партнерство «Санкт-Петербургская палата недвижимости» (НП «СПН»). Вчера на круглом столе в Агентстве бизнес-новостей об этом было объявлено широкой общественности. Новое некоммерческое партнерство возглавит Дмитрий Щегельский, генеральный директор агентства недвижимости «Бенуа». 

Главная цель сформулирована участниками партнерства следующим образом:  повысить безопасность сделок на рынке недвижимости, а также дать возможность эффективно развиваться всем его участникам и, прежде всего, малым и средним фирмам. Вступить в организацию могут юридические лица, общественные объединения, а также индивидуальные предприниматели, готовые работать в едином правовом поле и соблюдать стандарты качества оказания услуг потребителям. Стоимость вхождения в организацию составит 1 тыс. рублей в месяц, что позволит присоединиться к движению даже индивидуальным предпринимателям, частным маклерам. Среди преимуществ, которые получат члены Палаты, - например, скидки при размещении рекламы во всех профессиональных изданиях рынка недвижимости, на специализированных выставках. 

Генеральный директор агентства недвижимости «НОРД» Ольга Балаева  отметила, что в Санкт-Петербурге прямых сделок совершается совсем немного, и образно говоря, это «рынок цепочек»: «90% сделок в Санкт-Петербурге – обменные операции. Выстраивается цепочка, где-то вначале у нее деньги и деньги в конце. Как правило, это цепочка не менее чем из трех объектов, и каждый из них представляет другое агентство или частный маклер.  Маклер присутствует практически в каждой цепочке. Люди беспечно обращаются к частным посредникам, и это держит в напряжении всех участников процесса. Мы не знаем, кто находится на другой стороне, но при этом связаны друг с другом в рамках конкретной сделки. Нам нужна основа для взаимодействия». 

Именно невозможность привлечь этот контингент – небольшие агентства и частных маклеров  ни в одну из действующих общественных организаций на рынке вторичной недвижимости – стала основой легкой критики Екатерины Романенко, генерального директора агентства «Экотон Центральный» в адрес Ассоциации Риэлторов

«Необходимо объединение, которое было бы публичным и обнародовало стандарты сделок, приемлемые для всего рынка. Нужно, чтобы благодаря этой организации стала понятной услуга, понятно, за что агентство берет с клиента деньги. Я предвижу вопрос, который мне могут задать. Я столько лет проработала в Ассоциации Риэлторов Санкт-Петербурга, все годы входила в совет и три года занимала руководящую должность в этой организации… К сожалению, количество компаний, которые входят сегодня  в Ассоциацию, неудовлетворительно. Рынок не покрыт Ассоциацией. Нет места, куда клиент может позвонить и выяснить, надежна ли та или иная компания – в том числе и маленькая. Нужно создать такие условия, чтобы компании захотели принять участие в этом объединении и собрать не менее 90% рынка». С точки зрения Екатерины Романенко, новая организация должна работать целиком и полностью в интересах клиентов. Отвечая на вопрос об обманутых дольщиках, она отметила, что даже у них перед клиентами, обманутыми недобросовестными риэлторами есть преимущество – они могут объединиться и сообща отстаивать свои права. А проблемы клиентов на вторичном рынке жилья не столь явны, хотя и не менее серьезны.

«В настоящее время на рынке недвижимости преобладают именно небольшие компании и частные предприниматели, которые, к сожалению, сильно разобщены – из-за этого зачастую страдает качество услуг. Между тем и органы власти, реализующие государственные жилищные программы, и застройщики, и население крайне заинтересованы в надежных контрагентах и профессиональных специалистах», - поддержал Екатерину Романенко генеральный директор Санкт-Петербургского ипотечного агентства Владислав Назаров.  

Законодательная база для регулирования вторичного рынка недвижимости несовершенна, и сглаживать ее недостатки – тоже одна из функций созданной организации. «На строительном рынке права потребителя обеспечиваются ФЗ №214 и системой саморегулирования. Оказание же услуг на рынке вторичной недвижимости не регулируется специальным законом; более того, в 2002 году отменено обязательное лицензирование этой деятельности, - напоминает депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, президент НП «Строители Петербурга» Анатолий Костерев.

По его словам, «Санкт-Петербургская палата недвижимости» в дальнейшем может стать основой для создания саморегулируемого специализированного объединения.  Чаще всего на круглом столе звучало слово «безопасность». Как обещают в руководстве новой структуры, для снижения рисков при сделках будет составлен доступный проверке список специалистов, работающих в компаниях с выдачей специальных номерных удостоверений. Расчеты будут производиться только в специально аккредитованных расчетных центрах, имеющих высокую степень надежности. Запланирован и досудебный орган для защиты прав потребителей и профессиональных участников рынка недвижимости. По словам председателя Совета директоров агентства недвижимости «Вариант» Павла Созинова, соблюдение единых Стандартов качества оказания услуг членами нового профобъединения позволит потребителям легче ориентироваться на рынке. Он еще раз подчеркнул, что следует считать перспективным становление саморегулируемых сообществ на рынке недвижимости, серьезнее говорить о профессиональных стандартах деятельности, о страховании, то есть об ответственности бизнеса. 

 «Партнерство станет эффективным инструментом для регулирования сферы оказания услуг на рынке недвижимости, при этом оно открыто для всех участников рынка недвижимости, независимо от масштаба их бизнеса. Каждый участник рынка обладает индивидуальностью, которую нельзя не учитывать», - говорит генеральный директор агентства «БЕНУА» Дмитрий Щегельский.

Елена Горелкина, Restate.ru